Современные требования к развитию доступности образовательного пространства для всех категорий учащихся актуализируют проблематику создания универсального архитектурного, учебно-методического и социально-психологического дизайна для студентов, имеющих различные отклонения от общепринятой нормы. При попытке обеспечения доступности и качества образования для указанной категории обучающихся многие вузы сталкиваются с проблемами организационного, кадрового, технического, методического плана и иными трудностями. В связи с этим в рамках деятельности Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ был создан и функционирует Call-центр.

Основной функциональной задачей Call-центра является оказание консультативно-сопроводительной поддержки вузам России при организации инклюзивного высшего образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. Call-центр оказывает консультативные услуги по следующим тематическим направлениям:

  • профориентация абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ;
  • организация педагогического, тьюторского, психологического, социального сопровождения образовательного процесса лиц с инвалидностью и ОВЗ;
  • разработка образовательных программ, учитывающих индивидуальные возможности обучающихся различных нозологических групп;
  • разработка программ практик, обеспечивающих раскрытие учебного и социализационного материала студентов с инвалидностью и ОВЗ;
  • создание маршрута эффективного трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
  • ключевые знания, умения и навыки, которыми должны обладать профессорско-преподавательский и ассистивный персонал вуза, работающий с лицами с инвалидностью и ОВЗ;
  • апробация технических средств, используемых при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ;
  • работа с семьями абитуриентов и обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Клиентская база Call-центра подразделена на две основные категории:

  • вузы закрепленной территории, имеющие официальные соглашения с РУМЦ МГППУ о сотрудничестве (1/5 часть вузов Москвы, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тульская области);
  • остальные вузы Российской Федерации, осуществляющие образовательную деятельность в отношении лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Кроме того, в Call-центр могут обратиться сами абитуриенты и студенты с инвалидностью, их родители, представители органов государственной власти, работодателей, НКО и другие лица, заинтересованные в создании инклюзивной образовательной политики и практики.

Основными форматами консультирования являются:

  • телефонное обращение по номеру 8-800-707-49-29 (звонок бесплатный на территории РФ);
  • письменное обращение по электронной почте по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Анализ поступивших обращений показывает различную направленность задаваемых вопросов. Наиболее актуальными в настоящее время являются темы: формирование психологической адаптации студентов с инвалидностью к условиям получения высшего образования по инклюзивной форме; создание учебно-методических условий для эффективного обучения лиц с различными патологиями развития; способы получения информации о состоянии здоровья обучающихся в контексте их социально-педагогических способностей к восприятию материала и развития коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками, а также профессорско-преподавательским составом вуза, и др.

Примером оказания консультативной помощи может служить ответ на следующий вопрос: «Как мы можем получить сведения о проблемах студента с ОВЗ, если студент старается свои проблемы скрыть?».

Ответ на заданный вопрос: «Возможные пути решения проблемы»:

  1. Детальное разъяснение причин запроса информации и возможных следствий от ее владением, т.е. убеждение студента в том, что сведения о его заболевании Вам необходимы для построения эффективной модели помощи ему и никак не отразится на оценке его личности, останутся конфиденциальными и не нанесут такому обучающемуся вред. Даже если студент отрицает наличие проблем сейчас, то объяснить ему, что они могут появиться в перспективе, и педагогам нужно для этого знать информацию об инвалидности.
  2. Возможное привлечение для получения данной информации сотрудников с инвалидностью, которые на собственном примере смогут убедить студента с инвалидностью в необходимости подобного информирования.
  3. Отказ от выяснения непосредственного заболевания с попыткой выяснить особенности развития студента лишь в контексте их влияния на учебную и социальную деятельность.
  4. Привлечение к работе психолога для разъяснения необходимости указывать сведения о заболевании.».

Проводимая информационно-консультативная помощь позволяет установить открытый диалог с вузами РФ по вопросам инклюзивного образования и выстроить определенную модель удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся различных нозологических групп.