5 декабря 2017 года в ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» состоялся Всероссийский научно-практический семинар «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ», организованный в рамках Объединенной научно-практической конференции «Современные тенденции, опыт и перспективы образования особых групп детей».

В работе семинара приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, представители ВУЗов-партнеров Северо-Западного федерального округа России, РУМЦ МГППУ: зам. директора РУМЦ, д.пед. наук, профессор С.В. Панюкова, начальник отдела учебно-методического сопровождения РУМЦ к.с.н., доцент Г.Г. Саитгалиева, зав. кафедрой педагогики и психологии дистанционного обучения факультета дистанционного обучения ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».

Открывая работу пленарного заседания Мануйлова Ирина Викторовна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России в своем докладе на тему: «Повышение качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью» охарактеризовала общую ситуацию в области состояния инклюзивного высшего образования в Российской Федерации. Были обозначены ключевые направления и точки роста, способствующие дальнейшему развитию ситуации, связанной с обучением и сопровождением студентов с инвалидностью в вузе. Важной составляющей в решении проблем, связанных с обучение студентов с инвалидностью является деятельность региональных ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), которые были созданы в этом году на базе образовательных организаций высшего образования. В Российской Федерации на сегодняшний день действуют 16 РУМЦ, и они являются центрами, в которых сосредоточены учебно-методические, кадровые технические и иные ресурсы, которые будут помогать образовательным организациям высшего образования развивать обучение студентов с инвалидностью на региональном уровне.

Серебрянникова Ольга Анатольевна, координатор проекта по повышению доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России выступила с докладом: «Деятельность сети ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью, созданных на базе образовательных организаций высшего образования». В докладе звучал тезис о необходимости активизации работы ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), созданных на базе образовательных организаций высшего образования, целью деятельности которых является обеспечение учебно-методического, организационного, консультационного сопровождения обучения студентов с инвалидностью, организацию взаимодействия с образовательными организациями высшего образования по вопросам обеспечения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью.

В докладе Панюковой Светланы Валерьевны, зам. директора РУМЦ, д-ра пед. наук, профессора ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» «Информационно-образовательная среда инклюзивного высшего образования» были представлены разработанные в 2016-2017 гг. РУМЦ МГППУ ресурсы, обеспечивающие доступность и высокое качество высшего образования для студентов с инвалидностью.

О необходимости социального партнерства с общественными организациями, как социального действия, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за инклюзивное образование лиц с инвалидностью говорилось в докладе Саитгалиевой Гузель Газимовны, канд. социол. наук, начальника отдела учебно-методического сопровождения РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» «Социальное партнерство с общественными организациями в реализации инклюзивного высшего образования». Социальное партнерство предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к совместному сотрудничеству можно преодолеть существующие проблемы в области инклюзивного высшего образования и сделать процесс социального партнерства в данном случае эффективным.

Айсмонтас Бронюс Броньевич, зав. кафедрой педагогики и психологии дистанционного обучения факультета дистанционного обучения ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в докладе «Синдром эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий: как гореть и не сгореть.....» обозначил очень важную и волнующую всех, задействованных в реализации инклюзивного высшего образования, проблему эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий. Под «эмоциональном выгоранием» принято понимать синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов преподавателя, возникающих в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. В докладе, в частности отмечалась необходимость профилактики эмоционального выгорания путем информирования педагогических работников о существовании проблемы, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек – человек» и проведению мероприятий, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Во второй половине работы семинара состоялись мастер-классы Панюковой Светланы Валерьевны, д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» по созданию портфолио студента с инвалидностью и Саитгалиевой Гузель Газимовны, канд. социол. наук, начальника отдела учебно-методического сопровождения РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» по учебно-методическому сопровождению инклюзивного высшего образования. На мастер-классах ведущие поделились свои опытом по созданию портфолио студента с инвалидностью и наработками в части учебно-методического сопровождения инклюзивного высшего образования.

В завершении работы семинара состоялось подведение итогов работы, экскурсия в РУМЦ СЗФО и совещание с участием представителей Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России и представителей РУМЦ, посвящённое решению оперативных вопросов деятельности РУМЦ.

Благодарим коллег ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» за приглашение для участия в работе конференции и возможность поделиться имеющимся опытом в инклюзивном высшем образовании.