29 сентября 2020 г. состоялся научно-методологический семинар Ассоциации инклюзивных вузов (АИВ) «Инклюзивное высшее образование: лучшие практики». Семинар проводился в режиме вебинара с использованием дистанционных образовательных технологий.

В программе семинара было запланировано обсуждение вопросов, связанных с существующими практиками обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в вузе:

- возможность включения практик инклюзивного высшего образования в создаваемый в Российской Федерации Федеральный реестр (далее – Реестр) лучших социальных практик на основе единых критериев оценки;

- возможность применения разработанной с целью формирования Реестра методики оценки лучших социальных практик к оценке эффективности существующих практик инклюзивного высшего образования.

В докладе Президента Ассоциации инклюзивных вузов В.В.  Рубцова рассматривалась стратегия, связанная с выявлением, оценкой и тиражированием лучших практик инклюзивного высшего образования, которые представляют интерес не только для профессионального вузовского сообщества, но и для Российской Федерации в целом. Инициатива и необходимость выявления лучших практик на основе единых критериев оценки была предложена в 2018 году в рамках выполнения Национальной Стратегии действий в интересах детей рядом организаций, в том числе МГППУ. Как известно, выполнение этой важной Президентской инициативы привело к существенному увеличению многообразия и количества созданных социальных технологий, при том, что сама методика оценки эффективности наработанных практик на основе единых критериев оценки в должной степени не разрабатывалась. В связи с этим возникла острая необходимость разработки стандарта оценки существующих социальных практик и создание соответствующей методики.

Данная задача закреплена в п.129 Плана мероприятий по выполнению Десятилетия детства, который предусматривает создание Федерального реестра лучших практик на основе выработанных единых критериев оценки. За выполнение этой задачи и разработку модели Реестра отвечают Агентство стратегических инициатив, Фонд защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, МГППУ. В настоящее время вузы, обучающие студентов с инвалидностью, имеют большой опыт по обучению на своих площадках данной категории студентов. Это позволяет войти с этой задачей в программу построения в РФ Реестра лучших социальных практик и включить в него те конкретные технологии, которые заслуживают внимания, доказали свою эффективность и могут тиражироваться в системе высшего образования на территориях России.

 С учетом значимости работ по созданию в РФ Реестра вузам, входящим в Ассоциацию (АИВ), следует подготовить межвузовский проект и принять участие в применении разработанной методики по выявлению лучших практик инклюзивного высшего образования.

 

                   

В данном направлении предстоит провести анализ существующих практик в области инклюзивного высшего образования, и лучшие практики рекомендовать к включению в Федеральный реестр. Первым этапом такой работы должен стать Конкурс, и в положении о Конкурсе важно четко прописать критерии отбора таких практик: как и в какой форме такие практики должны быть представлены. Целесообразно организовать такой конкурс совместно с фондами, которые уже ведут работу в данном направлении - такими, как Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Фонд президентских грантов, Фонд Тимченко и др. Участвуя в таком конкурсе, Ассоциация могла бы выступить лидером данного направления.

В докладе начальника информационно-аналитического отдела Управления по социально-психологической адаптации и развитию подростков МГППУ, Татьяны Геннадиевны Подушкиной рассматривалась методика выявления лучших практик на основе единых критериев оценки и обсуждалась необходимость проведения мониторинга существующих практик в области инклюзивного высшего образования.

Завершающим вопросом семинара стало обсуждение совместной разработки согласованной программы научных исследований вузов-членов АИВ. Одна из тем, которая наиболее адекватно отражает современную ситуацию - Инклюзивное высшее образование людей с инвалидностью: кейсы российских университетов. Данная тема в полной мере отвечает задачам АИВ, которые обсуждались на предыдущей встрече. Важно эту тему сделать общей для совместных научных исследований вузов Ассоциации, определить в рамках этой темы ряд соответствующих научных направлений. Полученные результаты научных исследований могут быть опубликованы в научных журналах, в том числе в журналах нашего университета. Специальный выпуск журнала «Психологическая наука и образование» можно запланировать на конец 2021 года.

Завершилось совещание обсуждением текущих вопросов деятельности Ассоциации.

В работе семинара приняли участие представители вузов АИВ, ректора университетов и директора ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданных на базе вузов, имеющих опыт обучения и сопровождения студентов с инвалидностью.

 

Благодарим коллег за совместную работу и надеемся на дальнейшее сотрудничество