Печать

 

 

Минимальный набор тифлотехнических средств для рабочего места незрячего студента состоит из брайлевского дисплея, программы невизуального доступа одного производителя, синтезатора речи и др. оборудования и программного обеспечения. Доступ к информационным и библиографическим ресурсам Университета обеспечен для каждого обучающегося. Для обучения студентов с инвалидность и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВО МГППУ созданы специальные условия, включающие:

  • организационное психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • совершенствование доступной среды (в том числе материально-техническое сопровождение образовательного процесса (включая оборудование специальных учебных аудиторий и лабораторий и/или оснащение аудиторий специальным оборудованием, учебными местами, специальной компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки) и другими техническими средствами обучения для студентов с различными нарушениями (в т.ч. библиотек и иных помещений)); включая систему сигнализации и оповещения);
  • методическое сопровождение учебного процесса (специализированные (адаптированные) учебные и методические материалы);
  • особую  организацию практики;
  • транспортное сопровождение;
  • трудоустройство.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), студенты с инвалидностью и ОВЗ обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Для обеспечения доступности учебного материала по профильным дисциплинам на факультете «Информационные технологии» МГППУ разработана технология изготовления учебных пособий для студентов с нарушениями зрения. Используя особенности издательской системы TEX, данная технология позволяет подготовить в доступной для незрячего студента форме любые математические тексты. Используются обе доступные формы информации – рельефно-точечная и речевая. Преобразование в речевую форму может быть осуществлено как диктором, так и в автоматическом режиме с помощью синтезатора речи. Студенты обеспечиваются необходимыми учебно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам: электронными учебниками, хрестоматийными, мультимедийными, информационно-справочными, интерактивными тестовыми (в качестве тренажера для самопроверки и самоконтроля) и другими материалами. В комплект учебно-методических материалов также входят видеокурсы лекций по базовым психологическим и смежным с психологией дисциплинам, видеопособия по психодиагностическим, профконсультационным, коррекционно-развивающим методикам. Студентам с ОВЗ, помимо электронных учебных материалов, выдаются учебники и учебные пособия в печатном (бумажном) виде по всем учебным дисциплинам из фондов фундаментальной библиотеки МГППУ.

Процесс инклюзивного образования студентов с нарушениями зрения подразумевает работу с персональным компьютером, т.е. студенты должны иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, при этом необходимо учитывать особенности работы слепых и слабовидящих пользователей с персональным компьютером. Для работы с ПК категория лиц с нарушениями зрения использует так называемые программы невизуального доступа к информации на экране компьютера. Для подготовки текстов к печати шрифтом Брайля нельзя использовать традиционные средства верстки электронных текстов, такие как Microsoft Word, Adobe InDesign и т.д. Среди специализированного программного обеспечения в настоящее время получил распространение коммерческий продукт американской компании Duxbury – Duxbury Braille Translator – DBT. Эта программа позволяет пользователю, даже незнакомому с системой Брайля, подготовить к печати литературный текст и вывести его на специальный брайлевский принтер. Для чтения книг в математическом формате используют конвертер Брайль-Латех. С помощью программы Мегапост студенты с нарушением зрения могут по описанию математически точного чертежа воссоздать у себя в воображении чертеж.

Современные программные средства: синтезаторы речи, программы увеличители, программы невизуального доступа к информации и т.п. помогают студентам инвалидам по зрению достаточно свободно чувствовать себя в информационном поле университета, интернете, социальных сетях, пользоваться справочным материалом, находящимся в свободном доступе. Воспользоваться электронными ресурсами студенты могут в специализированном компьютерном классе, университетской библиотеке, за домашним компьютером.

Макропакет компьютерных программ LaTex предназначен для верстки и печати не только текстов, но и математических формул. Используя особенности системы TEX и рельефно-точечной системы Брайля, на факультете информационных технологий МГППУ создана программа TeXToBraille. Программа TeXToBraille (ТеХ в Брайль) принимает на вход файл, размеченный по правилам языка LaTeX. Используя словарь макросов, программа в результате обработки файла подставляет вместо макросов LaTeX описательные конструкции на русском языке, или формирует запись по правилам системы Брайля. В случае описательных выражений на русском языке текст может быть прослушан с помощью программного синтезатора речи на персональном компьютере, в случае конвертации исходного файла LaTeX в синтаксис системы Брайля текст может быть распечатан на специальном принтере.

Подготовленные таким образом методические пособия позволяют оперативно восполнять недостаток литературы, необходимой незрячим студентам. Кроме тифлопечатных материалов, для студентов с инвалидностью по зрению необходимо использовать аудиокниги с навигацией по содержанию.

Кроме того, для контактной и самостоятельной работы студентов инвалидов при необходимости используются:

  • мультимедийные комплексы, электронные учебники и учебные пособия, адаптированные к ограничениям здоровья обучающихся;
  • звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования, во время занятий;
  • каждый обучающийся с использованием специальных технических и программных средств обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Университета, содержащей электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах модулей (дисциплин), практик;
  • для студентов с нарушениями зрения оборудованы  специальные кабинеты. В аудиториях, где проводятся лекции и семинарские занятия незрячие студенты пользуются портативным компьютером с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи "ElBraille- W14J G1".

Оборудование индивидуального и коллективного пользования для студентов и сотрудников с инвалидностью

 

№    п/п

Наименование

Назначение

Колич-во, шт.

1.     

Брайлевский дисплей Focus 40 Blue

Отображение шрифтом Брайля информации с экрана (работает только совместно с программой JAWS)

9

2.     

Брайлевский дисплей Focus 80 Blue

Отображение шрифтом Брайля информации с экрана (работает только совместно с программой JAWS)

1

3.     

Сканирующая камера PEARL

Увеличение и озвучивание плоскопечатных текстов (работает только совместно с программой OpenBook

8

4.     

Портативный тифлокомпьютер ElBraille

Полноценный переносной компьютер с речевым и тактильным выводом (дополнительного программного обеспечения не требуется)

11

5.     

Увеличитель RUBY

Увеличение плоскопечатных текстов для студентов с остаточным зрением

2

6.     

Увеличитель RUBY XL HD

Увеличение плоскопечатных текстов для студентов с остаточным зрением

3

7.     

Тифлофлешплейер VictorReader

Аудиозапись и воспроизведение учебных материалов в формате DAISY

3

8.     

Тифлофлешплейер PlaxTalk

Аудиозапись и воспроизведение учебных материалов в формате DAISY

3

9.     

Тифлофлешплейер VictorReader Stratus

Аудиозапись и воспроизведение учебных материалов в формате DAISY

1

10.  

Машина сканирующая (читающая)

·       Сканирует плоскопечатные тексты и переводит их в устную речь при помощи встроенного речевого синтезатора. 

1

11.  

Портативное устройство для чтения «говорящих книг» на флеш-картах

Устройство для чтения «говорящих книг» сочетает в себе простое чтение книг и воспроизведение мультимедиа с технологией навигации. 

3

12.  

Видеоувеличитель Optelec ClearView C с монитором HD 24 дюйма

Современный настольный видеоувеличитель, который создан для максимального удобства чтения. Полноцветный TFT-экран с диагональю 24 дюйма. Настраиваемые режимы просмотра документа.

1

13.  

Акустическая система Front Row to Go производства OTICON

При использовании акустической система Front Row to Go го-лос преподавателя поступает с микрофона через FM-передатчик на акустическую колонку посредством радио- или инфракрасной связи, а колонка усиливает и распространяет звук на всю аудиторию.

1

14.  

FM-передатчики производства OTICON серии Amigo

Передатчик посылает голос говорящего сразу в аппараты слушателей, избегая негативного влияния шума, расстояния и реверберации.

2

15.  

FM-приемники производства OTICON серии Amigo

Миниатюрный приемник подключается к слуховым аппаратам. Система Amigo совместима со слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами и аппаратами костной проводимости. Световaя LED индикация на приемнике загорается, когда приемник начинает получать четкий сигнал.

6

16.  

Портативная информационная индукционная система для слабослышащих Исток А2 со встроенным плеером и гнездом для карт SD и MMC

Система «Исток» А2 со встроенным        плеером обеспечивает возможность передачи звука на индивидуальные слуховые аппараты и кохлеарные импланты в условиях окружающего шума при индивидуальном общении. Звук (голос с микрофона, аудио-сигнал с звуковоспроизводящего устройства) посредством индукционного сигнала передается непосредственно на динамик слухового аппарата или кохлеарного имплантата. За счет этого слабослышащие люди могут разборчиво слышать звук даже в сложных акустических условиях. 

1

17.  

Машинка печатная

Пишущая машинка представляет собой механическое устройство и предназначена для обучения Брайлю и написания брайлевских текстов.

1

18.  

Стол для инвалидов колясочников

Крышка стола имеет радиусный вырез. Это даёт возможность сидящему за столом самостоятельно доставать объекты, размещённые на противоположном конце стола. Предусмотрена настройка по высоте.

20

19.  

Подъемники для инвалидов Мир Титана Riff LY-TR-902.

Устройство для подъема и перемещения инвалидов

4

20.  

Мышка (кнопка) компьютерная для студентов с ОДА/ДЦП

Устройство для работы на компьютере

1 шт.

21.  

Джойстик

Устройство для работы на компьютере 1 шт.

1 шт.

22.  

Айтрекер

Устройство для альтернативной и аугментативной коммуникации

1 шт.

23.  

Прибор для письма по Брайлю

Прибор для записи брайлевских текстов вручную

1 шт.

24.  

Грифель для письма по Брайлю универсальный

Грифель для записи брайлевских текстов вручную

1 шт.

 

 Список программного обеспечения

JAWS for Windows V18 – программа невизуального доступа к информации. Работает в сочетании с брайлевским дисплеем и синтезатором речи. Используется незрячими студентами для самостоятельной работы на персональном компьютере.

Magic V13 – программа увеличения и преобразования информации на экране компьютера. Используется слабовидящими студентами для самостоятельной работы на персональном компьютере.

OpenBook V9 – программа для чтения плоскопечатных книг и книг в формате DAISY. Работает в сочетании со сканирующей камерой или сканером. Используется незрячими студентами для доступа к информации, не содержащей формул, схем, графиков, диаграмм и других нетекстовых объектов.

MyMouse – программный синтезатор русской речи. Работает только в сочетании с программой JAWS for Windows.

Dolphin Publisher – программа для подготовки DAISY-книг. Используется только сотрудниками.

Duksbury Braille Translator – программа для подготовки литературных (не содержащих формул, диаграмм, схем и других нетекстовых объектов) текстов к печати рельефно-точечным шрифтом Брайля. Используется только сотрудниками.

Abbyy FineReader V12 – программа оптического распознавания символов. Используется только сотрудниками для преобразования текста на бумажном носителе в электронную форму.

 

Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.

Профессорско-преподавательский состав, участвующий в реализации профессиональных образовательных программ, ознакомлен с психолого-физиологическими особенностям студентов с инвалидностью и учитывает их при организации образовательного процесса. Преподаватели владеют педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. К реализации профессиональных образовательных программ предусмотрено привлечение тьюторов, психологов (педагогов-психологов), социальных педагогов, специалистов по техническим средствам реабилитации и программным средствам обучения.

РУМЦ МГППУ оказывает помощь преподавателям, сотрудникам, студентам, абитуриентами их родителям по вопросам, связанным с поступлением лиц с инвалидностью в университет и особенностям организации образовательного процесса.

Консультации, курсы повышения квалификации, обучающие семинары способствуют созданию благоприятной для студентов с инвалидностью и профессорско-преподавательского состава образовательной среды.

В настоящее время студенты первого и второго курса факультета ИТ практически полностью обеспечены специальными учебными пособиями. Только в 2019 году было подготовлено, распечатано, сброшюровано и выдано студентам с нарушениями зрения около 140 экземпляров по математическим дисциплинам и физике (34 наименования по 3-4 экземпляра одного наименования). Для студентов 3-4 курсов около 20 экземпляров по 4 наименованиям специальных дисциплин. 

Кроме этого, было создано три уникальных рельефно-графических альбома по физике, теории множеств, геометрии.

Аналогов учебникам и учебно-методическим пособиям выпущенным тифлотипографией факультета ИТ МГППУ не существует, т.к. они составляются совместно с преподавателями соответствующих дисциплин. Каждый из них использует свою методику, подбирает свои примеры и задания. При этом издания полностью соответствуют программному материалу и стандартам, предъявляемым к конкретной дисциплине, поэтому могут служить отличным учебным пособием для студентов других вузов аналогичного направления обучения.

Адаптированные образовательные программы для студентов  с  инвалидностью и ОВЗ

С целью профессиональной и социальной адаптации студентов с инвалидностью и с ОВЗ разработаны адаптированные программы (АОПОП ВО), включающие специализированные адаптационные дисциплины.

АОПОП ВО имеют своей целью обеспечение:

- равных возможностей обучающимся в получении высшего образования;

- качественной профессиональной подготовки специалистов, владеющих широким спектром современных информационных технологий в области математических методов и администрирования информационных систем;

- развитие у обучающихся качеств и компетенций, позволяющих быть профессионально и личностно успешными.

Перечень АОПОП ВО,  адаптированных программ для студентов с инвалидностью и с ОВЗ представлен в таблицах:

 

Программы бакалавриата,  адаптированные для обучения студентов с инвалидностью и с ОВЗ, реализуемые МГППУ

Код и наименование
направления
подготовки

Наименование направленности (профиля) программы

Форма,

Курс обучения

Наименование факультета и выпускающей кафедры,
реализующих ОПОП ВО

37.03.01
Психология

Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий

 

очно-заочная,

1-5

 

Факультет "Дистанционное обучение"
Кафедра "Педагогика и психология дистанционного обучения"

                   

Программы магистратуры,  адаптированные для обучения студентов с инвалидностью и с ОВЗ, реализуемые МГППУ

 

Код и наименование
направления
подготовки

Наименование направленности программы

Форма,

Курс обучения

Наименование факультета и выпускающей кафедры,
реализующих ОПОП ВО

37.04.01

Психология

Психологическая помощь в социальной сфере с использованием дистанционных технологий

очная,

1-2

Факультет "Дистанционное обучение"
Кафедра "Педагогика и психология дистанционного обучения

 

Введение адаптационного Модуля на выбор для различных нозологий, в качестве факультативного, решает адаптационную задачу для обучающихся-лиц с ОВЗ и обеспечивает гибкость АОПОП ВО в целом, в том числе учебного плана, за счет быстрой заменяемости адаптационного модуля на модуль с другой нозологией. Адаптационные дисциплины направлены на формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий, развитие умения работы в команде и с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне, овладение методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными компьютерными программами, формирование у будущих бакалавров системы научных представлений об эффективном и методически целесообразном использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Специфика курса учитывает особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Факультативные дополнительные групповые и индивидуальные занятия. Введение адаптационного модуля в качестве факультативного решает адаптационную задачу для студентов с инвалидностью, обеспечивает гибкость АОПОП ВО в целом, в том числе учебного плана, за счет быстрой замены адаптационного модуля на модуль для другой нозологии.

Для студентов с инвалидностью предусмотрены представленные в таблице факультативные дисциплины адаптационного модуля (направление 37.03.01. Психология):

Модуль 13 (адаптационный) "Культура умственного труда"

Модуль 14 (адаптационный) "Средства коммуникации и адаптации"

Технологии и методики самоорганизации

Практика межличностного общения

Основы информатики и специальные информационные технологии

Психологическая безопасность и жизнестойкость личности

Методика работы с научной литературой

 

 

Введение адаптационного Модуля на выбор для различных нозологий, в качестве факультативного, решает адаптационную задачу для обучающихся-лиц с ОВЗ и обеспечивает гибкость ОПОП ВО в целом, в том числе учебного плана, за счет быстрой заменяемости адаптационного модуля на модуль с другой нозологией. Адаптационные дисциплины направлены на формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий, развитие умения работы в команде и с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне, овладение методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными компьютерными программами, формирование у будущих бакалавров системы научных представлений об эффективном и методически целесообразном использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Специфика курса учитывает особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Факультативные дополнительные групповые и индивидуальные занятия. Введение адаптационного модуля в качестве факультативного решает адаптационную задачу для студентов с инвалидностью, обеспечивает гибкость ОПОП ВО в целом, в том числе учебного плана, за счет быстрой замены адаптационного модуля на модуль для другой нозологии.

Для студентов с инвалидностью предусмотрены представленные в таблице факультативные дисциплины адаптационного модуля (пример, для направлений подготовки 02.03.03, 09.03.03  и 55.05.01):

Блока ФТД для направлений подготовки 09.03.03 и 02.03.03

Модуль 12 (адаптационный) для слепых и слабовидящих

Модуль 12 (адаптационный)

для глухих и слабослышащих

Модуль 12 (адаптационный) для лиц с нарушениями ОДА

«Специальные информационные технологии для слепых и слабовидящих»

«Специальные информационные технологии для глухих и слабослышащих»

«Специальные информационные технологии для лиц с нарушениями ОДА»

«Современные компьютерные тифлотехнологии»

«Технологии и методики самоорганизации»

«Психологическая безопасность и жизнестойкость личности»

«Система рельефно-точечных обозначений

Л. Брайля»

 

 

Блока ФТД для специальности 55.05.01

Модуль 10 (адаптационный)

«Специальные информационные технологии»

«Специальные интерфейсы прикладного программного обеспечения»

 

Программа социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей, которые касаются различных аспектов образовательного процесса, таких как:

  • индивидуальное сопровождение и консультирование студентов по организационным и учебным вопросам;
  • работа с семьей студента;
  • методическая работа с преподавателями;
  • организация внеучебной (воспитательной) работы со студентами;
  • оказание содействия студентам с ОВЗ в организации отдыха и реабилитации и т.д.

Сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ встроено в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся инвалидов возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций. Для студентов-первокурсников разработаны специальные вводные курсы, позволяющие справиться с наиболее типичными проблемами. В помощь студентам разрабатывается большое количество методических материалов по самым разным аспектам учебного процесса. Со студентами проводятся тренинги по развитию коммуникативных навыков, искусству публичного выступления, повышению культуры речи, мероприятия, направленные на повышение уровня самоорганизации и адаптации к учебному процессу, в частности, с использованием дистанционных технологий (в формате интернет-семинаров), организованы занятия по теме «Как учиться?» (видеозаписи: https://www.youtube.com/playlist?list=PLOCbQEvwyUjNgq4esd6tXS7IOQHRpVYg), проводятся вебинары по проблеме психического и физического здоровья (видеозаписи: https://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUiYlFl8- BkcBEU2rQHGNxPt).

Для студентов 1 семестра факультета «Дистанционное обучение» проводится адаптационный курс «Введение в дистанционное обучение». На нем рассматриваются различные аспекты дистанционного обучения, а также вопросы тайм-менеджмента и самоорганизации. Во 2-м семестре для них проводится адаптационный курс «Методика работы с учебной информацией». Для студентов 1 курса организованы отдельные часы куратора: в начале учебного года с объяснением работы факультета, задач на год, к чему готовиться первостепенно. Далее, по мере приближения к зачетно-экзаменационной сессии, организуется час куратора по теме успешной сдачи сессии. Так же, налажена работа встреч в рамках Часа декана, где студенты могут задать вопросы напрямую руководителю подразделения. В июле (сразу после успешно сданных вступительных экзаменов) будущие студенты факультета ДО получают учебные материалы на DVD-дисках (электронные учебники, видеокурсы лекций, видеопособия для 1-го семестра). С ними проводятся занятия по подготовке к учебному процессу: налаживание работы веб-камер и гарнитуры для проведения вебинаров, интернет-лекций, ознакомление с работой электронного деканата. В летний период ребята учатся конспектировать тексты, планировать свое время и т.п. Во время вступительных испытаний (пока поступающие сдают экзамены) родители абитуриентов проходят инструктаж: знакомятся с особенностями обучения на факультете, с социокультурной программой и т.п. С каждым студентов ведется индивидуальная работа по адаптации в учебный процесс, в общество студентов посредством клуба общения, совета факультета.Проект «Доверенные студенты» также направлен на комфортное включение студентов с инвалидностью в жизнь университета. На старших курсах и по окончанию периода обучения, со студентами и выпускниками проводится работа по трудоустройству, грамотному написанию резюме.

В Университете реализуются социальные проекты, такие как «Досуг», «Абитуриент», «Киноклуб», «Пресс-служба факультета» и др.  Социальные проекты  способствуют более быстрому включению новых студентов в жизнь факультета, служат сплочению студенческого коллектива и тем самым уменьшают проблемы, возникающие при адаптации к учебе в вузе.