Уважаемые коллеги!

Мы заканчиваем публикацию цикла статей "Лучшие практики". И предлагаем вашему вниманию практику нашего университета "Доверенные студенты" как одно из направлений включения  волонтеров в помощь по сопровождению и поддержке студентов с инвалидностью и ОВЗ в период их обучения в вузе.

Проект Доверенные студенты создан на базе проекта Доверенные ученики, разработанного и апробированного в Королевском лицее в городе Брассхаат, Бельгия. Проект был направлен на помощь подросткам, имеющим различные трудности и проблемы, как в учебном, так и в личностном, и в социальном плане. Основываясь на исследованиях Б. Ван дер Линдена и Дейкермана (1989), Конгера и Петерсона (1984), Колемана и Хенгри (1990), специалисты ПМС-центров пришли к заключению, что в определенных ситуациях, связанных с проблемами общения со сверстниками, эмоциональными переживаниями, вопросами свободного время провождения, подростки в большей степени склонны обращаться за помощью к своим ровесникам, нежели к представителям старших поколений. Несомненно, что совет и поддержка взрослого также остается для подростков значимой стороной их жизни. Возможность построения доверительных отношений между самими подростками выступала лишь как дополнение к доверительным отношениям между учениками и взрослыми, которые выстраивались в лицее. Данный проект позволял раскрыть потенциальные ресурсы, которые заложены в самих учениках, в их подростковом коллективе, создать условия, для удовлетворения совершенно различных потребностей всех участников образовательного процесса и, тем самым, сделать образовательную среду в лицее максимально индивидуализированной. Опыт реализации проекта Доверенные ученики в школах России показал, что развитие проекта содействует актуализации позитивных ресурсов внутри подросткового коллектива через формирование взаимопомощи и взаимной поддержки, осознание их необходимости; продвижение проекта способствует повышению доверия и снижению страха по отношению к школе; Доверенные ученики становились «голосом» других подростков школы, заявляющих о своих проблемах и потребностях. Помимо этого, было отмечено, что положительный эффект реализации проекта проявлялся и на самой группе Доверенных учеников. В результате прохождения обучения отмечалась положительная динамика по таким показателям как: развитие рефлексии и навыков эмпатии, формирование способности встать на место другого, лучшее понимание себя, своих трудностей и особенностей отношений со значимыми людьми, позитивные изменения в поведении (по оценкам самих подростков и результатам проведенной диагностики).

Основываясь на положительном опыте реализации проекта Доверенные ученики на базе общего образования как за рубежом, так и в России, было принято решение адаптировать и апробировать его к условиям ВУЗа. В качестве апробационной базы выступает Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) в котором на протяжении многих лет реализуется множество подходов к обучению и сопровождению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проект Доверенные студенты имеет своей основной целью сопровождение и поддержку студентов с инвалидностью и ОВЗ в период их обучения в ВУЗе в соответствии с их потребностями и индивидуальными запросами.

Актуальность и востребованность данного проекта подтверждается результатами проведенного сотрудниками РУМЦ МГППУ анкетирования среди студентов с инвалидностью и ОВЗ, из которого видно, что студенты готовы обращаться за помощью к доверенным студентам по таким вопросам как: возникновение психологического дискомфорта, конфликты с преподавателями и в студенческом коллективе, проблемы с получением учебной информации, взаимодействие с преподавателями, социальная адаптация, физическая доступность и т.п. Основываясь на полученной от студентов информации, перед проектом ставятся следующие задачи:

  • сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся на 1 курсе в период их адаптации к образовательной среде ВУЗа;
  • помощь студентам с инвалидностью и ОВЗ в передвижениях и физическом доступе в зданиях ВУЗа;
  • создание благоприятного психологического климата в студенческом коллективе;
  • урегулирование возникающих конфликтных ситуаций как между самими студентами, так и между студентами и преподавателями;
  • помощь студентам с инвалидностью и ОВЗ в обучении (получение учебной информации, установление контактов между студентами и преподавателями и т.п.) на все периоде их обучения в ВУЗе;
  • организация культурного досуга студентов с инвалидностью и ОВЗ и помощь в организации их внеучебной деятельности.

 

К доверенным студентам предъявляются определенные требования. Так, согласно проведенному анкетированию, студенты с инвалидностью и ОВЗ считают, что доверенный студент должен обладать следующими личностными качествами: быть понимающим, поддерживающим, способным хранить тайны, отзывчивость, умение выслушать, помочь, доброта, терпение, честность, расширенный кругозор. При этом доверенный  студент должен обладать и определенными умениями и навыками (также из анкет студентов): умение решать конфликты, общаться, быть коммуникабельным, хорошо ориентироваться в университете и коллективе, сопереживать, говорить о себе и о своих чувствах, вести за собой, внушать уверенность. Именно из этих умений и качеств складывается профиль или портрет доверенного студента в нашем ВУЗе и именно на достижение соответствия этому профилю организуется постоянное обучение доверенных студентов преподавателями нашего ВУЗа по программе ДО «Инклюзивное волонтерство в вузе», обмен опытом между волонтерами из других ВУЗов.

Так 31 октября 2019 года РУМЦ МГППУ провел Слет волонтеров, с участием сети РУМЦ. Данное мероприятие стало завершающим этапом обучения волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с инвалидностью, в рамках сетевой общеразвивающей программы «Инклюзивное волонтерство в университете». Слёт собрал 75 активных студентов - волонтеров из Москвы и других регионов РФ. С приветственным словом к участникам Слёта обратилась директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ к.с.н., доцент МГППУ Гузель Газимовна Саитгалиева. Далее директор Союза волонтерских организаций и движений В.В. Хромов, выступил с докладом на тему «Организация системной волонтерской помощи в ПНИ и ПВТ г. Москвы: практическая реализация партнерского подхода власти и некоммерческого сектора на благо горожан». Опытом работы по развитию инклюзивного добровольчества с участниками Слёта поделились: А.В. Костюкова, специалист отдела мониторинговых исследований РУМЦ Тюменского государственного университета, Н.А. Кочетова, ведущий специалист РУМЦ Мининского университета. Специфику общения с инвалидами различных нозологий Слёту представили М.В. Васильева, главный специалист отдела образования и трудоустройства Аппарата ВОГ, куратор людей с инвалидностью студентка 4 курса МПГУ дефектологического факультета, направление тифлопедагогики Павлова Таисия. Завершилась официальная часть Слёта волонтеров сообщением Ольги Краевой, координатора по работе с НКО и волонтерами проекта "Развитие системного волонтерства в ПНИ и ПВТ" Ассоциации СВОД о личном опыте сопровождения людей с инвалидностью в США.

Вторая часть Слёта прошла в формате интерактивных площадок: мастер-класс по жестовому языку провела Турутова Анна магистрант МГППУ, мастер-класс по составлению маршрутов для лиц с нарушением зрения провел Соколов Вячеслав, сотрудник учебно-производственной лаборатории технических и программах средств обучения студентов с нарушением зрения. Ведущей мастер-класса «Исследование обыденного сознания по отношению к инвалидности» стала доцент кафедры психологии ТюмГу Ольга Мальцева.

Живой интерес вызвал практикум по сопровождению лиц с ОВЗ в чрезвычайных ситуациях, который провели сотрудники общественного аварийно-спасательного формирования «СпасРезерв». Закрыла Слёт проректор по инклюзивному образованию МГППУ к.пс.н., доцент Алехина Светлана Владимировна. Участникам Слёта были вручены сертификаты.Слёт прошел в атмосфере содружества и сотворчества. Много теплых слов благодарности организаторам и ведущим мастер-классов высказали участники Слёта. Они были приятно удивлены, что в непринужденной игровой форме можно получить и усвоить такой большой и очень важный объем информации.

 

С уважением,

коллектив РУМЦ МГППУ