Печать

В рамках информационного марафона «Лучшие инклюзивные практики» Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов Московского государственного психолого-педагогического университета представляет опыт работы Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова по развитию волонтерского движения.

«Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» осуществляет образовательную деятельность по программам высшего образования и дополнительного профессионального образования. Учредителем МГУУ Правительства Москвы является город Москва. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Правительство Москвы и Управление делами Мэра и Правительства Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

В соответствии с «Паспортом доступности зданий» в нашем Университете ведется активная работа по созданию безбарьерной среды:

  • созданы условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов (наличие удобного входа, лифта, контрастная маркировка дверей и ступеней лестниц);
  • установлены таблички с наименованием помещений шрифтом Брайля, пиктограммы и информационные знаки;
  • установлены навигационные знаки направления движения к специализированному входу, мнемосхемы, санитарно-бытовые помещения, адаптированные для маломобильных студентов.

Университет  активно участвует в  мероприятиях и социальных проектах по развитию инклюзивного образования.

В МГУУ Правительства Москвы на протяжении многих лет существует волонтерское объединение, участниками которого могут стать все желающие студенты, в том числе студенты с ОВЗ и инвалидностью. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и помогает развивать процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни. С 2010 года  до 2019 года одним из направлений работы волонтерского движения МГУУ Правительства Москвы являлось курирование подшефного Центра содействия семейному воспитанию им. Г.И. Россолимо. В Центре воспитываются дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения,  с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, синдромом Дауна). Волонтеры-студенты МГУУ Правительства Москвы принимают активное участие в проектах Благотворительного фонда «Старость в радость». Благотворительный фонд «Старость в радость» вырос из одноименного волонтерского движения, главной задачей которого было улучшение жизни пожилых людей в домах престарелых и уменьшение того эмоционального вакуума, в котором оказываются старики после попадания в интернат. Благотворительный фонд «Старость в радость» прошел большой путь от поездок в несколько домов престарелых до участия в выстраивании системы помощи пожилым людям на государственном уровне.  

Одним из проектов фонда «Старость в радость» было курирование психоневрологического диспансера. Волонтеры от МГУУ Правительства Москвы помогали живущим в диспансере: гуляли с ними, общались, читали книги. Студенты Университета Правительства Москвы принимают активное участие в социальных проектах помощи  детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. В ходе реализации проектов студенты учатся взаимодействовать с детьми и взрослыми  с разными видами ограничений по здоровью на основе технологий творческой реабилитации, ведь  основная цель данных проектов – создание профессиональной и социокультурной толерантной среды, необходимой  для формирования профессиональной позиции соучастия, воспитание у студентов готовности к общению и сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Так, в 2018 году в арт-кластере «Восток» прошло Театрализованное представление «Золотой ключик». Дети были не просто зрителями, а его участниками. Мероприятие провели студенты программы обучения «Управление социально-культурным развитием мегаполиса». Они выступили в роли актеров и аниматоров. Руководитель проекта — профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права Университета Правительства Москвы Марина Селеменева. Разработка концепции и репетиции интерактивного представления заняли два месяца. В качестве сюжетной основы была выбрана сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», поскольку она хорошо знакома детям младшего школьного возраста. В спектакле использовалась технология социокультурной анимации. Она помогает в творческой реабилитации тех, кто по разным причинам оказался в ситуации общественной изоляции. Самая частая причина такой изоляции — инвалидность.

Перед студентами стояла задача помочь в творческой самореализации детей с разными видами ограничений по здоровью. Для этого они создали шесть игровых зон. На площадке «Школа» участники собирали пазл с крупными деталями «Азбука», специально разработанный для развития мелкой моторики. Бумажную куклу дети раскрашивали на площадке «Театр». Вместе с Буратино, котом Базилио и лисой Алисой на площадке «Денежное дерево» они создавали аппликацию из монет.

 

На площадке «Урок арифметики с Артемоном» участники с помощью яблок решали примеры. «Урок русского языка с Пьеро» помог ребятам нарисовать пропавшие из слов буквы. А на площадке «Болото черепахи Тортилы» они украшали болото кувшинками из пластилина. С детьми, которые не имели возможности выходить на игровые площадки, аниматоры работали в зале — рисовали аквагримом, загадывали загадки, учили хорошим манерам, создавали шоу мыльных пузырей. Требования к анимации как единству трех составляющих — расслабления, развлечения и развития — были полностью соблюдены.

Комментирует руководитель проекта Марина Селеменева, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права: «На кафедре ведется системная работа по внедрению проектов на основе технологии социокультурной анимации силами студенческих проектных команд. Значимость участия будущих управленцев в подобных проектах заключается в том, что на практике они изучают специфику работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, проводят апробацию различных форм творческой реабилитации и удивительным образом раскрывают свой личностный потенциал — в первую очередь, способность понять и принять другого человека независимо от его возможностей».

Арт-кластер «Восток» не случайно был выбран местом для такого праздника. Здесь ведется системная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Валерия Горелова, студентка  программы «Управление социально-культурным развитием мегаполиса» так описала свое участие в этом проекте: «На самом деле это не описать словами, надо было прочувствовать самому и быть именно там: видеть заинтересованность и счастье в глазах детей — это невероятно. Тем более что аудитория данного проекта „Золотой ключик“ — особенные дети, и подарить им радость творчества было для меня очень значимо. Что касается самой игры в театрализованном представлении и взаимодействия с ребятами — достаточно волнительно, потому что особая аудитория, и для нее хотелось сделать все по-особенному. Полученный опыт — бесценный!»

В 2019 году студенты 4 курса программы «Управление социально-культурным развитием мегаполиса» МГУУ Правительства Москвы под руководством профессора кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права Глуховой Марины Федоровны продолжили разрабатывать сценарии интерактивных досуговых мероприятий и провели их в социальных учреждениях города Москвы. Очень хорошие отзывы были получены о проведении  литературно-музыкального вечера «Музыкальная гостиная» с приглашением гостя – фортепианиста, заслуженного работника культуры Татьяны Барановской. Мероприятие прошло в ГБУ Территориальном центре социального обслуживания «Таганский», филиал «Якиманка». Основная цель этого мероприятия - культурного проведения досуга людей пожилого возраста, граждан с ограниченными возможностями здоровья и других группах населения через приобщение к музыке и поэзии, создание реальных возможностей для творческой самореализации, для общения с профессиональными артистами и единомышленниками по интересам. 

При реализации данного проекта ребята ставили перед собой следующие задачи:

  • вовлечение граждан- инвалидов пожилого возраста в сферу творческой и социальной активности;
  • содействие в реализации творческого потенциала пожилого человека средствами музыкотерапии;
  • повышение значимости творческого взаимодействия и коммуникабельности;
  • активизация жизненного потенциала инвалидов пожилого возраста на базе Территориального центра социального обслуживания «Таганский», филиала Якиманка, посредством организации их культурного досуга.

Следующим мероприятием стало проведение квест-игры для семей с детьми-инвалидами «Двенадцать месяцев с мамой». Задачи этого проекта были, как и других интерактивных проектов,  вовлечь детей в познавательно-игровой процесс. Также студентам было важно помочь детям развить коммуникативные навыки, социализировать ребят с ограниченными возможностями здоровья, помочь их реабилитации  и улучшению взаимоотношений с родителями  через творчество и  живое общение. 

По итогам проведения мероприятий студентам МГУУ Правительства Москвы и их научному руководителю было вручено Благодарственное письмо.

 

Коллектив РУМЦ МГППУ благодарит коллег из МГУУ Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова за предоставленную информацию успешного опыта работы в развитии инклюзивного волонтёрства в вузе.