Печать

  

 

Информационный марафон «Лучшие инклюзивные практики вузов-партнеров» представляет эффективный опыт работы по обучению студентов имеющих инвалидность Университета управления «ТИСБИ», с которым РУМЦ МГППУ заключил соглашение о сотрудничестве        по развитию инклюзивного высшего образования в 2019 году

Обучением лиц с ОВЗ Университет управления «ТИСБИ» начал целенаправленно заниматься с 1996 года по программам среднего профессионального образования.

Анализ известного на тот момент лучшего опыта отечественных и зарубежных образовательных проектов привел Университет к необходимости создания уникальной в России системы дистанционного асинхронного обучения «ДАО ТИСБИ». Созданный программный комплекс позволил организовать процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной информационной образовательной среды, основанной на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса. Это позволило лицам с ограниченными возможностями здоровья с тяжелой формой нозологии получать профобразование, не выезжая из дома. Разработки Университета управления «ТИСБИ» запатентованы, а программные комплексы Университета рекомендованы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки к внедрению в образовательных учреждениях РФ.

С 2001 года Университет управления «ТИСБИ» осуществляет профессиональную подготовку в рамках региональной модели образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по всем нозологиям: с нарушениями двигательных функций, слуха, зрения и других заболеваний, как по дневной форме обучения, так и в заочной форме, в т.ч. с использованием дистанционных технологий.

Министерство образования и науки Российской Федерации, ознакомившись с опытом реализующейся в вузе модели «школа - среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование», определило Университет управления «ТИСБИ» в 2002 году в качестве «Федеральной экспериментальной площадки по развитию образования и социальной поддержки детей с особыми нуждами, выравниванию доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ МО РФ № 1823 от 20.05.2002 г.).

Университет наработал богатый опыт обучения лиц с ОВЗ, выполняя государственный заказ Министерства труда и социального обеспечения Российской Федерации по проекту «Внедрение в Приволжском федеральном округе учебно–методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан на основе INTERNET–технологий и модульных программ обучения и её апробация для дистанционного обучения безработных граждан». По итогам реализации программы и на основании конкурса по отбору федеральных головных и окружных учебно–методических центров по обучению инвалидов среди образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в 2004 г. на базе Университета управления «ТИСБИ» открыт Окружной учебно–методический центр Приволжского федерального округа по обучению инвалидов (Приказ МО РФ № 2356 от 24.05.2004 г.).

С 2004 г. Университет управления «ТИСБИ» активно сотрудничает с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана в плане реализации и развития программ профессионального образования глухих и слабослышащих студентов. По инициативе и поддержке МГТУ им. Баумана осуществлена экспертиза технологии ДАО ТИСБИ представителями Международного фонда послешкольного образования глухих «PEN-International». Технология дистанционного обучения лиц с нарушениями слуха по программам высшего профессионального образования признана не имеющей аналогов в мире. Прибытие делегации Фонда в Казань и подписание Меморандума о вступлении Университета управления «ТИСБИ» во всемирную сеть обучения неслышащих «PEN- International» в рамках Российского отделения сети «PEN-Russia» явились следующей ступенью развития профессионального образования лиц с нарушениями слуха в регионе. 

С 2005 года в рамках данного проекта открыл дневное отделение для глухих и слабослышащих студентов. Особенностью образовательного процесса инвалидов по слуху является то, что обучение этой категории студентов начинается с довузовской подготовки.

Специальная система довузовской подготовки глухих и слабослышащих студентов, разработанная в вузе, включает в себя дневное подготовительное отделение, а также организацию совместной деятельности по довузовской подготовке в специальных общеобразовательных учреждениях г. Казани и РТ. Главная цель учебы на подготовительном отделении – повысить уровень общеобразовательной подготовки слушателей с ОВЗ, создать условия для успешной сдачи вступительных испытаний в высшую школу Университета.

В соответствии с Соглашением между Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором и ректором Университета управления «ТИСБИ»            Н.М. Прусс в 1998 г. на базе Университета открыта  Международная кафедра ЮНЕСКО «Подготовка и переподготовка специалистов в условиях рыночной экономики», которая является международным учебно-научным центром ЮНЕСКО в Республике Татарстан. Важным направлением в деятельности Международной кафедры ЮНЕСКО явилось создание секции по информационным технологиям в образовании лиц с ОВЗ.

В Университете управления «ТИСБИ» созданы все необходимые условия для успешного обучения лиц с ОВЗ:

  • безбарьерная инфраструктура, обеспечивающая доступность образовательного пространства вуза с пандусами и специальными санузлами для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп студентов;
  • специальные мультимедийные лаборатории для студентов с нарушениями слуха, оснащенные необходимой видео- и аудио–техникой;
  • структуры сопровождения лиц с ОВЗ: Социально-психологический центр, центр сурдоперевода, медицинский кабинет, студенческое кадровое агентство;
  • современные адаптивные технологии преподавания.

За 24 года в Университете выстроена система непрерывного профессионального образования лиц с ОВЗ, что позволило занять лидирующее положение в Республике Татарстан в области образования людей с ОВЗ различных нозологий.

Во исполнение Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 гг., на базе Университета сформирован научно-образовательный кластер, утвержденными целями которого является повышение качества образования, эффективность использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей, а также обеспечения доступности получения профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инициативы вуза, накопленный опыт по обучению лиц с ОВЗ были поддержаны первым Президентом Республики Татарстан                                М.Ш. Шаймиевым и сегодня поддерживаются Правительством Республики Татарстан.

 

Продолжение во второй части.