Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов Московского государственного психолого-педагогического университета сотрудничает в рамках подписанного Соглашения с Одинцовским филиалом МГИМО МИД России как Вузом-партнером с декабря 2019 года.

Администрация, сотрудники, психологи филиала прошли обучение по Сетевой программе повышения квалификации реализуемой РУМЦ МГППУ «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования». В марте 2020 года в филиале специалистами РУМЦ МГППУ было проведено выездное совещание по вопросам организации доступной среды и обучению студентов с инвалидностью.

Сегодня в рубрике «Марафон лучших инклюзивных практик» Одинцовский филиал МГИМО МИД России представляет практику- «Психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ».

В Одинцовском филиале МГИМО МИД России накоплен опыт работы по психологическому сопровождению студентов с инвалидностью или ОВЗ уровня подготовки бакалавриата и магистратуры. Целью психологического сопровождения в университете является создание психологически комфортных условий для реализации личностного и профессионального потенциала студента с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

Психологическое сопровождение реализуется в индивидуальном и групповом форматах. Студенты имеют возможность обращаться за индивидуальными психологическими консультациями, которые по желаю могут проходить на регулярной основе. Сама возможность высказать свои переживания, рассказать о своих трудностях, потребностях в вузе приносит облегчение психологическому состоянию студента с инвалидностью или ОВЗ. Психологическая помощь приобретает важное значение ещё в связи с тем, что особенностью строения психики студентов с инвалидностью и ОВЗ является подавление аффекта, недостаточная переработка своих эмоциональных состояний, они долго и трудно справляются с конфликтными и стрессовыми ситуациями, которые являются частью учебного процесса и избежать, к примеру экзаменационного стресса, не получится, а именно эти переживания могут сказаться на ухудшении соматического здоровья.

 

 

 

 

Психологическая поддержка, которая реализуется с применением техник арт-терапии помогает эмоционально стабилизировать студента с помощью переработки эмоциональных состояний и обучению навыкам психокоррекции. Чаще всего после госпитализации, где имеются длительные пропуски, студенту необходима психологическая помощь. Многие студенты в вузе имеют инвалидность соматического характера, которую так сказать «не видно» и в таком случае они более склонны выбирать групповой формат психологической помощи, где можно открыто не говорить о своих соматических болях, но душевными делятся охотно. Групповые психологические занятия посещают студенты различных направлений подготовки, что помогает студентам с инвалидностью или ОВЗ расширять коммуникативные сети, заводить новые знакомства, а также совершенствовать навыки общения.

Психологическое сопровождение реализуется в следующих направлениях:
  • повышение адаптивных возможностей
  • улучшение навыков коммуникации
  • удовлетворение потребности в социальном признании, принятии, преодоление чувства одиночества, отчуждённости
  • повышение социально-активной позиции студента, для предотвращения развития позиции иждивенчества
  • обучение навыкам психокоррекции
  • повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Создание особой социокультурной среды, с высокой психологической культурой для интеграции инвалида в климат университета и дальнейшим успешным функционированием в группе и реализацией своих индивидуальных возможностей при овладении профессией, вот главная стратегия Одинцовского филиала МГИМО МИД России при обучении студентов с инвалидностью или ОВЗ. Сама возможность психологической поддержки является важным стабилизатором эмоционального состояния студента с инвалидностью или ОВЗ. Эффективно организованное психологическое сопровождение помогает преодолеть проблемы в обучении, открывает перспективы личностного роста, предполагает поиск скрытых ресурсов развития, опору на собственные возможности и создание на этой основе условий для восстановления социальных связей, что в совокупности позволяет успешно овладеть профессией.