Сопровождение студентов с ОВЗ или инвалидностью начинается уже в Приемной комиссии университета. Каждый такой абитуриент обязательно проходит анкетирование, результатом которого является определение его потребностей в специальных условиях сдачи вступительных испытаний (если они предусмотрены) и специальных условий получения образования. В помещениях приемной комиссии создана безбарьерная архитектурная среда.  Сайт приемной комиссии адаптирован для лиц с нарушениями зрения. На сайте для абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью и их родителей представлена необходимая информация об имеющихся в Университете специальных условиях для обучающихся с различными нарушениями развития.  При необходимости абитуриенту предоставляется сурдопереводчик, тифлопереводчик, тифлосурдопереводчик. человек с ментальными нарушениями.

Большинство обучающихся с ОВЗ и инвалидностью выбрали для обучения следующие направления подготовки: специальное (дефектологическое) образование, педагогическое образование, психолого-педагогическое образование.

В Институте среднего профессионального образования МГПУ представлен уникальный опыт обучения молодых людей со сложной структурой дефекта (выраженными ментальными нарушениями) по программам профессиональной подготовки «Ткач» и «Вышивальщица». Это структурное подразделение Университета осуществляет психолого-педагогическое сопровождение не только обучающихся с ментальными нарушениями, но и их семей, которые находятся в зоне риска из-за особых жизненных ситуаций.

При обучении лиц указанных категорий в Университете активно используются цифровые технологии, а именно СДО-Moodle. Всем обучающимся с нарушениями развития доступны технологии в комплексе цифровых услуг «Личного кабинета МГПУ», диагностические системы: стабилометрическая платформа «ST-150», «АПК» – глобус, диагностическая система «Здоровье – Экспресс» (использует Институт естествознания и спортивных технологий). Версия сайта Университета полностью адаптирована для слабовидящих людей.

В 2019 году специалистами Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ,  были проведены вебинары для ППС и сотрудников университета, направленные на повышение их компетентности в области обучения студентов с инвалидностью:

  • «Особенности инклюзивного высшего образования студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - Левченко Ирина Юрьевна доктор психологических наук, профессор, ИСОиКР МГПУ;
  • «Алгоритм создания специальных образовательных условий для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» Гусейнова Аща Айирмагомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, ИСОиКР МГПУ;
  • «Люди с нарушениями слуха: как учить и общаться?» - Томпсон Виктория Александровна, ИСОиКР МГПУ;
  • «Люди с нарушениями зрения - учимся взаимодействию на занятиях и в жизни» - Захарова Марина Олеговна, тифлопедагог, Центр диагностики и консультации "Благо", магистрант ИСОиКР МГПУ.

В структурном подразделении Университета в Институте специального образования и комплексной реабилитации функционирует лаборатория инклюзивного образования, которая осуществляет сопровождение инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (далее – Лаборатория).

Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью во всех структурных подразделениях Университета назначены ответственные за сопровождение лиц данной категории, в задачи которых входит организация инклюзивного образования, помощь в получении обучения и дальнейшем их трудоустройстве. Ответственные за работу с ОВЗ и инвалидностью тесно взаимодействуют с Лабораторией по всем вопросам, связанным с организаций и сопровождением инклюзивного образования.

В ИСОиКР на регулярной основе проводятся курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава всех структурных подразделений ГАОУ ВО МГПУ (административно-управленческого и преподавательского состава, кураторов каждого структурного подразделения, отвечающих за сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.   Каждая из программ имела объем 72 часа. В первую очередь к курсам повышения квалификации в области инклюзивного образования в условиях Вуза были привлечены ответственные за сопровождение лиц ОВЗ и инвалидностью структурных подразделений Университета. На этих курсах преподаватели были ознакомлены с особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нормативно-правой базой инклюзивного образования, специальными условиями качественного инклюзивного образования, алгоритмом разработки адаптированных основных образовательных программ, технологиями работы с семьями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. К чтению лекции были привлечены ведущие ученые ИСОиКР в области инклюзивного образования: Н.М.Назарова, И.М.Яковлева, О.Г.Приходько, Т.Г.Богданова, И.Ю.Левченко, Ю.А. Афанасьева , А.А.Гусейнова, В.В.Мануйлова, О.В.Титова, Н.Ш. Тюрина и др.

Системная работа ведется в течении нескольких лет, что позволило охватить консультативными мероприятиями значительную часть профессорско-преподавательского состава МГПУ. В настоящее время можно констатировать, что педагогические кадры различных структурных подразделений Университета получили новые профессиональные компетенции в области инклюзивного образования.

Большая работа проводится в Университете по трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью:

  • в составе всей группы студентов выходят на практику в общеобразовательные организации, с которыми у Университета заключены договора о научно-педагогическом партнерстве, в результате которого предлагаются вакантные места;
  • содействие трудоустройству через включение в систему практик, во время которых они могут познакомиться с условиями будущей работы и с потенциальными работодателями;
  • предоставление базы образовательных организаций для последующего трудоустройства;
  • накопление базы сведений о местах работы выпускников Университета с инвалидностью и ОВЗ;

Таким образом, в Университете созданы все необходимые специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ: кадровые, материально-технические, учебно-методические. Анализ опыта работы МГПУ в области психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью позволил констатировать, что деятельность ВУЗа соответствует Государственной политике Российской Федерации в области инклюзивного высшего образования и профессионального обучения.

 

Координирует работу инклюзивного образования в Университете Приходько Оксана Георгиевна, доктор пед. наук, профессор, директор института специального образования и комплексной реабилитации.

 

Коллектив РУМЦ выражает глубокую благодарность Оксане Георгиевне за совместную работу и желает дальнейших профессиональных успехов!