В рамках марафона «Лучшие инклюзивные практики ВУЗов – партнеров», РУМЦ МГППУ представляет опыт работы Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Организация образовательного процесса в университете для студентов с инвалидностью и ОВЗ.

РУМЦ МГППУ успешно сотрудничает с Владимирским государственным университетом имени А.Г. и Н.Г. Столетовых с 2017 года.

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых имеет более чем двадцатипятилетнюю историю обучения людей с инвалидностью. На сегодняшний момент в университете обучается 142 таких студента (из них: 59 человек с нарушением слуха, 11 с нарушениями зрения, 12 нарушениями опорно-двигательного аппарата, 60 с иными заболеваниями). Обучение осуществляется по 27 специальностям и направлениям технического, гуманитарного и педагогического образования из общего числа 23 тыс. студентов. Выпускники спецшкол-интернатов с общим образованием обучаются в колледже инновационных технологий и предпринимательства ВлГУ.

ВлГУ стремится стать лидером инженерного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. В университете разработана собственная концепция развития качества и доступности инженерного образования для студентов с инвалидностью и ОВЗ. Она позволяет обеспечить комфортную возможность получения качественного высшего образования студентами с инвалидностью всех нозологий.

Сегодня в университете функцию обеспечения возможности получения образования людьми с инвалидностью реализует Региональный ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования (РРУМЦ ИО), созданный 02.03.2020г. на базе учебно-методического и научного Центра профессионального образования инвалидов (1994 г.) и НОЦ «Инклюзивное образование» (2014 г.).   

 В вузе поддерживается функционирование многоуровневой системы образования студентов с инвалидностью от среднего профессионального образования до подготовки специалистов высшей категории. Среди выпускников с инвалидностью есть люди, успешно защитившие кандидатские диссертации. При этом с учетом индивидуальных образовательных потребностей для студента доступны несколько уровней инклюзии: интегрированное образование студентов, полностью инклюзивное образование и сочетание интегрированного с инклюзивным образованием. На сегодняшний день преподавателями выпускающих кафедр и ЦПОИ для студентов-инвалидов различных нозологий разработаны адаптированные ОПОП, учебные планы и рабочие программы по всем дисциплинам учебных планов по направлениям подготовки.

Выпускающими кафедрами, совместно РРУМЦ ИО обеспечивается включение в вариативную часть учебных планов адаптационных дисциплин (модулей): русский язык и слухо-речевая коммуникация / русский язык и культура речи, основы социальной интеграции и когнитивного сопровождения образовательной деятельности, основы пространственной ориентации, основы тифлоинформатики, технологии специальных возможностей и безбарьерной среды, правовые основы медико-социальной реабилитации, основы психологии и валеологии, основы деловой этики и корпоративной культуры; технологии социальной интеграции в условиях образовательной и трудовой деятельности, ассистивные устройства и технологии в образовательный процесс студентов с нарушениями.

В 2015 г., впервые на первый курс по программе бакалавриата приняты 7 инвалидов по зрению: 6 - на направление 03.03.00.62 «Психология» (кафедра ПЛ и СП) и 1 - на направление 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств» (ЦПОИ). Реализация инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения в настоящее время осуществляется с применением специального оборудования и материалов: Портативное устройство для чтения PEARL, Дисплей Брайля нового поколения Focus 14 Blue ,принтер Брайля Everest-D V4 с соответствующим програмным обеспечением расходными материалами, видеоувеличитель DaVinci Pro HD, стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя, магнитный набор «Ориентир», программа экранного доступа Jaws for Windows, дисплей Брайля Focus, и др.

Особенностью системы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ является наличие модели структурно- функциональных связей между подразделениями ВлГУ, обеспечивающих образовательно-реабилитационную деятельность со студентами с инвалидностью и ОВЗ. Внедрение такой модели связано с необходимостью организации обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий в 12 институтах и колледже университета, которые располагаются в 11 учебно-лабораторных и 3 спортивных корпусах. Социальная инфраструктура университета включает в себя 11 студенческих общежитий, санаторий-профилакторий, студенческую поликлинику, бассейн, загородный спортивно-оздоровительный лагерь, научную библиотеку с электронными читальными залами, культурный центр и комбинат питания. Проводится планомерная работа по созданию доступной среды на всей территории университета. Оснащены всем необходимым оборудованием специализированные учебные аудитории для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих студентов.

Создана система поддержки учебного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью. Которая включает в себя: материально-технические условия; ресурсное обеспечение в виде учебно-методического комплекса дисциплин; организационно-техническое и программное обеспечение работы компьютерных классов, электронной библиотечной системы; коррекционную поддержку. В составе РРУМЦ ИО работают 8 сурдопереводчиков, тифлопедагог, реализуются программы тьюторской поддержки (сертифицированными преподавателями, прошедшими обучение в Международной тьюторской школе), волонтеры из числа студентов помогают с записью учебного материала. Обеспечена возможность реализации дистанционных образовательных технологий для студентов с ОВЗ с помощью Центра дистанционного обучения, института координаторов и соответствующего информационного образовательного портала.

Проведение аудиторных занятий с глухими и слабослышащими студентами РРУМЦ ИО с помощью иллюстративно-демонстрационного метода учебной работы, характеризующегося применением ординарных технологий обучения (сурдоперевод), ИТО (CALS, CASE, OLAP и OLTP - компьютерные технологии интеллектуальной поддержки, в частности принятия управленческих решений) и ВТО (анимации, демонстрация наглядных и интерактивных материалов с помощью мультимедийных и дистанционных образовательных технологий). Имеется возможность записи видео лекций с сурдосопровождением. В соответствии с дорожной картой по «Доступной среде» в актовом зале и 3-х аудиториях запланировано размещение стационарных индукционных петель.

Постоянно совершенствуется подготовка ППС университета к работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью: проводится инструктаж по специфике работы с инвалидами различных нозологий; преподаватели и сотрудники регулярно повышают квалификацию, в т.ч. по программе «Теория и практика инклюзивного образования», проходят переподготовку в ФГБОУ ВО МППУ на основе сетевого взаимодействия РУМЦ МГППУ с ВлГУ по инклюзивному образованию, организованного на основе методических рекомендаций  и соответствующего соглашения о двустороннем сотрудничестве.

Ежегодно проводится обучение до 100 волонтеров по работе с маломобильными категориями граждан из числа студентов. Подготовка проходит в течении нескольких дней по технологии «полного погружения» с участием тренеров из числа активистов общественных организаций инвалидов.

Результатами данной работы являются: ежегодное увеличение количества абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ; успешная социализация студентов и трудоустройство выпускников.

Всего, ВлГУ закончили 247 инвалидов по слуху и более 10 слабовидящих. 20 выпускников получили дипломы с отличием. Один выпускник ЦПОИ в 2010 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию.

 

Продолжение следует….