Сегодня мы начинаем делиться опытом работы наших коллег из ВУЗов-партнеров - лучшими практиками формирования инклюзивной образовательной среды для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью.

Костромской государственный университет является партнером РУМЦ МГППУ с 2017 года. За время нашей совместной работы произошли изменения и много интересных событий, связанных с развитием инклюзивного образования и способствующих получению качественного высшего образования студентов с инвалидностью.

Одним из важных и значимых проектов, который реализуется в Костромском государственном университете как опорном вузе Костромского региона является проект «Объединение студентов с ОВЗ и инвалидов как средство формирования поликультурной образовательной среды в межрегиональном пространстве». Его цель - обеспечение с помощью объединений студентов и преподавателей ресурсами интеграционного и реинтеграционного сопровождения разновозрастных когорт населения, имеющие ОВЗ и инвалидность в межрегиональном пространстве.

Результатом стратегического проекта является разработка и апробация социальной технологии, способствующей формированию поликультурной образовательной среды опорного вуза в межрегиональном пространстве. В соответствии с типологизацией социальных технологий она относится к образовательному типу.

Уже сегодня данная стратегическая инициатива наших коллег имеет следующие результаты:

  1. Выигран тендер на реализацию программы дополнительного образования по обучению специалистов по социальной работе и заведующих отделениями. Достижения: привлеченные финансовые средства: 500000 (июль 2019), 500000 (сентябрь 2019);
  2. Реализована модель подготовки специалистов, обладающих компетенциями по формированию поликультурной образовательной среды опорного вуза в межрегиональном пространстве с помощью объединений студентов с ОВЗ и инвалидностью по запросам регионов. Достижения: Трансляция и передача опыта работы через РУМЦ МГППУ вузам-партнерам сети РУМЦ и в Министерство науки и высшего образования РФ;
  3. Студентами разработаны проекты, подготовлены научно-исследовательские работы, связанные с формированием поликультурной образовательной среды опорного вуза в межрегиональном пространстве с помощью объединений студентов с ОВЗ и инвалидностью. Достижения: результаты защиты на уровне вуза: диплом I степени, муниципалитета: диплом I степени, субъекта РФ: диплом I степени (2), II степени (1), III степени (3), межрегиональный уровень: диплом III степени;
  4. Совместно с РУМЦ МГППУ организовано обучение преподавателей, студентов по уникальным программам, основанным на коллективной творческой социально значимой проектной деятельности, включающей индивидуальное продвижение участников, что должно обеспечивать подготовку кадров способных не только работать в условиях современного вариативного воспитательного пространства, но и активно внедрять новые технологии развития лидерства и формирования поликультурной образовательной среды опорного вуза в межрегиональном пространстве (межрегиональный образовательный форум). Достижения: обучено 50 преподавателей. 

    Получению таких высоких результатов, во многом способствовали инновационные формы работы со студенческим сообществом, где особую активную позицию заняли студенты с инвалидностью.

    С целью обсуждения основных направлений практики социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и путей создания условий для эффективной реализации особых образовательных потребностей обучающихся с помощью общественно-профессионального диалога, а также выработка практических решений по развитию инклюзивного образования в Костромской области в Костромском государственном университете 5 июня 2019 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегии социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

    В рамках конференции была организована соревновательная площадка компетенции «Социальная работа» III регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс-2019».

    В результате чемпионата I место среди специалистов занял Дмитрий Марков, методист Романовского реабилитационного центра инвалидов Костромской области, магистр социальной работы КГУ.

Важным для формирования лучших практик по содействию трудоустройства и сопровождения инвалидов молодого возраста стала работы секции «Социальное партнёрство и содействие занятости выпускников с инвалидностью».

Интересными и важными были выступления на темы: «Послевузовское сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья на региональном рынке труда»; «Содействие занятости инвалидов в Костромской области»; «Опыт работы по подбору подходящей работы для инвалидов в г. Костроме»; «Опыт профориентации и содействия занятости молодежи с инвалидностью: взгляд родителей».

В ходе работы конференции научным сообществом были приняты следующие стратегические направления социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями и инвалидностью:

1.   Создавать условия и поддерживать развитие в субъектах Российской Федерации инновационных практик социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

2. Стимулировать развитие системы отраслевых и региональных центров социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

3. Реализовать комплекс мероприятий, направленных на вовлечение работодателей в систему профессиональной подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями; создать совместно с объединениями работодателей, представителями профессионального сообщества, общественными организациями условия для трудоустройства выпускников с особыми образовательными потребностями, привлечь к этой работе другие заинтересованные организации;

4. Ввести в вузах, ведущих подготовку специалистов по социальной работе, педагогов-дефектологов, обязательные курсы (программы), посвященные особенностям сопровождения и трудоустройства соискателей с инвалидностью; привлекать работодателей к профессиональному обучению лиц с инвалидностью.

5. Проводить мероприятия с привлечением работодателей для формирования у них мотивации к трудоустройству выпускников с инвалидностью; в условиях образовательных организаций обеспечить формирование мотивации самих выпускников, имеющих инвалидность к трудоустройству с помощью конкурсов профессионального мастерства и др. мероприятий;

6. Развивать систему наставничества в отношении молодых специалистов с инвалидностью на предприятиях;

7. Ввести тьюторов на производстве, помогающих адаптироваться инвалиду молодого возраста на рабочем месте;

8. Разработать проект положения об аттестации лиц с инвалидностью на рабочем месте;

9. Обратить внимание на предоставление права инвалидам молодого возраста на получение бесплатного второго высшего или среднего профессионального образования на уровне региона;

10. Создать условия для трудоустройства инвалидов молодого возраста с привлечением НКО.

Представленный опыт нашего партнера - Костромского государственного университета по вопросам сопровождения обучения, социализации и содействия эффективному трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ несомненно заслуживает внимания и может быть использован другими образовательными организациями высшего образования, работающих в данном направлении. 

Большая заслуга в развитии инклюзивного образования и работы со студентами и выпускниками с инвалидностью и ОВЗ принадлежит заведующей кафедрой социальной работы КГУ – кандидату педагогических наук, доценту, Веричевой Ольге Николаевне.

 Благодарим Ольгу Николаевну за сотрудничества и желаем ей дальнейших профессиональных успехов!

Коллектив РУМЦ МГППУ