|
|
Сегодня мы начинаем делиться опытом работы наших коллег из ВУЗов-партнеров - лучшими практиками формирования инклюзивной образовательной среды для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью. Костромской государственный университет является партнером РУМЦ МГППУ с 2017 года. За время нашей совместной работы произошли изменения и много интересных событий, связанных с развитием инклюзивного образования и способствующих получению качественного высшего образования студентов с инвалидностью. Одним из важных и значимых проектов, который реализуется в Костромском государственном университете как опорном вузе Костромского региона является проект «Объединение студентов с ОВЗ и инвалидов как средство формирования поликультурной образовательной среды в межрегиональном пространстве». Его цель - обеспечение с помощью объединений студентов и преподавателей ресурсами интеграционного и реинтеграционного сопровождения разновозрастных когорт населения, имеющие ОВЗ и инвалидность в межрегиональном пространстве. Результатом стратегического проекта является разработка и апробация социальной технологии, способствующей формированию поликультурной образовательной среды опорного вуза в межрегиональном пространстве. В соответствии с типологизацией социальных технологий она относится к образовательному типу. Уже сегодня данная стратегическая инициатива наших коллег имеет следующие результаты:
|
Важным для формирования лучших практик по содействию трудоустройства и сопровождения инвалидов молодого возраста стала работы секции «Социальное партнёрство и содействие занятости выпускников с инвалидностью». Интересными и важными были выступления на темы: «Послевузовское сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья на региональном рынке труда»; «Содействие занятости инвалидов в Костромской области»; «Опыт работы по подбору подходящей работы для инвалидов в г. Костроме»; «Опыт профориентации и содействия занятости молодежи с инвалидностью: взгляд родителей». В ходе работы конференции научным сообществом были приняты следующие стратегические направления социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями и инвалидностью: 1. Создавать условия и поддерживать развитие в субъектах Российской Федерации инновационных практик социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; 2. Стимулировать развитие системы отраслевых и региональных центров социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; 3. Реализовать комплекс мероприятий, направленных на вовлечение работодателей в систему профессиональной подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями; создать совместно с объединениями работодателей, представителями профессионального сообщества, общественными организациями условия для трудоустройства выпускников с особыми образовательными потребностями, привлечь к этой работе другие заинтересованные организации; 4. Ввести в вузах, ведущих подготовку специалистов по социальной работе, педагогов-дефектологов, обязательные курсы (программы), посвященные особенностям сопровождения и трудоустройства соискателей с инвалидностью; привлекать работодателей к профессиональному обучению лиц с инвалидностью. 5. Проводить мероприятия с привлечением работодателей для формирования у них мотивации к трудоустройству выпускников с инвалидностью; в условиях образовательных организаций обеспечить формирование мотивации самих выпускников, имеющих инвалидность к трудоустройству с помощью конкурсов профессионального мастерства и др. мероприятий; 6. Развивать систему наставничества в отношении молодых специалистов с инвалидностью на предприятиях; 7. Ввести тьюторов на производстве, помогающих адаптироваться инвалиду молодого возраста на рабочем месте; 8. Разработать проект положения об аттестации лиц с инвалидностью на рабочем месте; 9. Обратить внимание на предоставление права инвалидам молодого возраста на получение бесплатного второго высшего или среднего профессионального образования на уровне региона; 10. Создать условия для трудоустройства инвалидов молодого возраста с привлечением НКО. Представленный опыт нашего партнера - Костромского государственного университета по вопросам сопровождения обучения, социализации и содействия эффективному трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ несомненно заслуживает внимания и может быть использован другими образовательными организациями высшего образования, работающих в данном направлении. Большая заслуга в развитии инклюзивного образования и работы со студентами и выпускниками с инвалидностью и ОВЗ принадлежит заведующей кафедрой социальной работы КГУ – кандидату педагогических наук, доценту, Веричевой Ольге Николаевне. Благодарим Ольгу Николаевну за сотрудничества и желаем ей дальнейших профессиональных успехов! Коллектив РУМЦ МГППУ |
|